Млини Господні мелють поволі, але дуже ретельно
Я уже писала о мавках: здесь и немного здесь. Под катом — ничего особенно нового, зато много моих возмущенных воплей на ту же тему.
Как же меня достали дурацкие фантазии!На просторах Интернета случайно наткнулась на небольшую заметку: «Mavka (aka niavka, navka, from Old Slavic nav ‘the dead’). A mythological female figure, tall, round-faced, long-haired, and sometimes naked. The nymphs known by this term represented the souls of girls who had died unnatural deaths. They were believed to live in groups in forests, mountain caves, or sheds, which they decorated with rugs. They made thread of stolen flax and wove thin transparent cloth for making clothes for themselves. They loved flowers, which they wore in their hair. In the spring they planted flowers in the mountains, to which they enticed young men, whom they tickled to death. On Pentecost (known as Mavka's Easter) they held games, dances, and orgies. A demon accompanied them on a flute or pipes. They are depicted in literature, most notably in Lesia Ukrainka's Lisova pisnia (The Forest Song) and Mykhailo Kotsiubynsky's Tini zabutykh predkiv (Shadows of Forgotten Ancestors).» (Encyclopedia of Ukraine Канадского института украинистики)
Ладно, оставим на совести автора (авторов?) несчастных юношей, которых приманивали цветами: все, конечно, было не совсем так, но в общем заблуждение почти простительно. Мавки действительно любили цветы и действительно могли защекотать неосторожного путника до смерти. Правда, цветами (точнее, венками) подманивали не они, а их: это был распространенный способ гадания «на суженого».
Но вот утверждение про то, что они крадут лен и ткут из него одежду, взорвало мне картину мира, честно. Во-первых, «время мавок» — это весна и начало лета, когда много зелени — лен в этот период года банально еще не вызрел, воровать нечего. Во-вторых, авторы хотя бы приблизительно представляют себе технологию этого дела? Так и вижу пещеру, перегороженную кроснами (та еще махина), за которыми в поте лица своего трудятся полуголыеи полуразложивишиеся девицы. В-третьих, тогда от меня ускользает смысл доброй половины приуроченных к Зеленому воскресенью обрядов: дело в том, что на придорожных кустах (и особенно — на ветвях ив) развешивали белые сорочки, рушники, ленты и платки — это было своеобразное жертвоприношение мавкам, чтобы они не вредили живым. Зачем, спрашивается, так извращаться, если они сами прекрасненько обеспечат себя сорочечно-платяными изделиями?!
Я, конечно, страшно заинтересовалась логикой авторов и пошла терзать Гугл. Как выяснилось, «ноги» мавок-ткачих растут из небольшой такой заметочки, которая широко гуляет по разнообразным эзотерическим, родноверским и прочим подобным сайтам: «МАВКИ (гречухи, малки, майки) — тождественны русалкам; порода русалок-детей; народная фантазия представляет их в виде девочек-семилеток с русыми, кудрявыми волосами, в белых сорочках — без пояса. Обитают на горных вершинах. Как девы дождевых источников мавки носятся над нивами и полями, и с одной стороны, напояя их влагою, дают богатый урожай, а с другой, посылая несвоевременные ливни и бури, повреждают зреющие жатвы. В Малороссии рассказывают, что они ежегодно приходят на землю в то время, когда хлеб начинает колоситься и может служить им надежным убежищем. Называют их и гречухами — от гречи, в которой они любят прятаться. Мавки стараются мстить живым людям за то, что допустили их умереть некрещеными и лишили небесного царства. В летнее время они плавают в ночные часы на поверхности рек, источников и озер и плещутся водою, а на Русальную неделю бегают по полям и нивам с печальным возгласом: «мене маты породыла, нехрещену схороныла!» У гуцулов майки — прекрасны, стройны и резвы, носят тонкие, прозрачные платья и убирают свои длинные, распущенные по плечам косы весенними цветами. Они заботятся о благосостоянии полей и стад, и как только растают снега — являются в горы и долины, засевают травы и даруют урожай. Они воруют по ночам лен, прядут кудели, ткут и белят полотна, и вьют венки» (цитирую первую попавшуюся копипасту). Как выяснилось из дальнейших допросов Гугла, первоисточником этой ахинеи является «Славянская Мифология. Словарь-справочник» Вагуриной Л. М. (М.: «Линор & Совершенство», 1998 г.).
Блять. Простите, вырвалось. Люди, которые ратуют за «возвращение к истокам», за «истинную, неиспорченную веру», еще черт знает за что, не удосужились проверить свои тексты хотя бы на элементарную достоверность и логику — нет, перепечатывают бред, который от первого до последнего слова не имеет отношения ни к мавкам, ни к славянской демонологии, ни вообще к здравому смыслу. Оставим в стороне даже лен и ткацкие станки, которые неизвестно откуда взялись у мавок:
1) мавки и русалки ни разу не тождественны, это совершенно разные персонажи;
2) на горных вершинах обитают летавицы, которые мавкам, в общем-то, враждебны; сами мавки предпочитают леса и луга;
3) они не носятся «над лугами и полями» и уже тем более не имеют отношения к дождям, бурям и прочим погодным явлениям; им вообще глубоко наплевать, что там случится с урожаем у людей, и ни в какую гречиху они не прячутся;
4) мавки не «приходят на землю» — они на ней постоянно живут, только большую часть года спят; их пора, как я уже говорила — это весна и начало лета, а никак не «время, когда хлеб начинает колоситься»;
5) «они заботятся о благосостоянии полей и стад» — вообще феерично: мавки, выходит, не только ткут, но еще и сеют, и за скотиной ухаживают? Трудолюбивые твари, однако! Странно, что наши предки их так опасались — полезная ведь в хозяйстве зверушка.
Короче, я очень зла. Зачем, ну зачем браться описывать то, в чем ты ни в зуб ногой? И зачем называть своибольные фантазии термином, который имеет вполне конкретное — и совершенно другое! — значение? Отдельной строкой мне обидно за вышеупомянутую Encyclopedia of Ukraine. Конечно, я понимаю: эмиграция, ностальгия, тоска по родине, все такое — но можно же проверить то, о чем пишете? Еще и на английский перевели...
Как же меня достали дурацкие фантазии!На просторах Интернета случайно наткнулась на небольшую заметку: «Mavka (aka niavka, navka, from Old Slavic nav ‘the dead’). A mythological female figure, tall, round-faced, long-haired, and sometimes naked. The nymphs known by this term represented the souls of girls who had died unnatural deaths. They were believed to live in groups in forests, mountain caves, or sheds, which they decorated with rugs. They made thread of stolen flax and wove thin transparent cloth for making clothes for themselves. They loved flowers, which they wore in their hair. In the spring they planted flowers in the mountains, to which they enticed young men, whom they tickled to death. On Pentecost (known as Mavka's Easter) they held games, dances, and orgies. A demon accompanied them on a flute or pipes. They are depicted in literature, most notably in Lesia Ukrainka's Lisova pisnia (The Forest Song) and Mykhailo Kotsiubynsky's Tini zabutykh predkiv (Shadows of Forgotten Ancestors).» (Encyclopedia of Ukraine Канадского института украинистики)
Ладно, оставим на совести автора (авторов?) несчастных юношей, которых приманивали цветами: все, конечно, было не совсем так, но в общем заблуждение почти простительно. Мавки действительно любили цветы и действительно могли защекотать неосторожного путника до смерти. Правда, цветами (точнее, венками) подманивали не они, а их: это был распространенный способ гадания «на суженого».
Но вот утверждение про то, что они крадут лен и ткут из него одежду, взорвало мне картину мира, честно. Во-первых, «время мавок» — это весна и начало лета, когда много зелени — лен в этот период года банально еще не вызрел, воровать нечего. Во-вторых, авторы хотя бы приблизительно представляют себе технологию этого дела? Так и вижу пещеру, перегороженную кроснами (та еще махина), за которыми в поте лица своего трудятся полуголые
Я, конечно, страшно заинтересовалась логикой авторов и пошла терзать Гугл. Как выяснилось, «ноги» мавок-ткачих растут из небольшой такой заметочки, которая широко гуляет по разнообразным эзотерическим, родноверским и прочим подобным сайтам: «МАВКИ (гречухи, малки, майки) — тождественны русалкам; порода русалок-детей; народная фантазия представляет их в виде девочек-семилеток с русыми, кудрявыми волосами, в белых сорочках — без пояса. Обитают на горных вершинах. Как девы дождевых источников мавки носятся над нивами и полями, и с одной стороны, напояя их влагою, дают богатый урожай, а с другой, посылая несвоевременные ливни и бури, повреждают зреющие жатвы. В Малороссии рассказывают, что они ежегодно приходят на землю в то время, когда хлеб начинает колоситься и может служить им надежным убежищем. Называют их и гречухами — от гречи, в которой они любят прятаться. Мавки стараются мстить живым людям за то, что допустили их умереть некрещеными и лишили небесного царства. В летнее время они плавают в ночные часы на поверхности рек, источников и озер и плещутся водою, а на Русальную неделю бегают по полям и нивам с печальным возгласом: «мене маты породыла, нехрещену схороныла!» У гуцулов майки — прекрасны, стройны и резвы, носят тонкие, прозрачные платья и убирают свои длинные, распущенные по плечам косы весенними цветами. Они заботятся о благосостоянии полей и стад, и как только растают снега — являются в горы и долины, засевают травы и даруют урожай. Они воруют по ночам лен, прядут кудели, ткут и белят полотна, и вьют венки» (цитирую первую попавшуюся копипасту). Как выяснилось из дальнейших допросов Гугла, первоисточником этой ахинеи является «Славянская Мифология. Словарь-справочник» Вагуриной Л. М. (М.: «Линор & Совершенство», 1998 г.).
1) мавки и русалки ни разу не тождественны, это совершенно разные персонажи;
2) на горных вершинах обитают летавицы, которые мавкам, в общем-то, враждебны; сами мавки предпочитают леса и луга;
3) они не носятся «над лугами и полями» и уже тем более не имеют отношения к дождям, бурям и прочим погодным явлениям; им вообще глубоко наплевать, что там случится с урожаем у людей, и ни в какую гречиху они не прячутся;
4) мавки не «приходят на землю» — они на ней постоянно живут, только большую часть года спят; их пора, как я уже говорила — это весна и начало лета, а никак не «время, когда хлеб начинает колоситься»;
5) «они заботятся о благосостоянии полей и стад» — вообще феерично: мавки, выходит, не только ткут, но еще и сеют, и за скотиной ухаживают? Трудолюбивые твари, однако! Странно, что наши предки их так опасались — полезная ведь в хозяйстве зверушка.
Короче, я очень зла. Зачем, ну зачем браться описывать то, в чем ты ни в зуб ногой? И зачем называть свои
@темы: дайте плюнуть ядом, многабукаф, мой здравый смысл серьезно болен, дилетантская демонология
Как говорит один мой преподаватель, специалист по религиоведению (как раз славянскому): "Что мы знаем о славянской мифологии? Практически ничего". И когда я читаю об "исконно славянских" богах, которые, почему-то до 18-19 вв. неизвестны, у меня волосья дыбом и шевелятся.
А тебе спасибо огромное за посты. очень познавательно, тем более на украинском я бы сам не смог адекватно перевести литературу.
зачем браться описывать то, в чем ты ни в зуб ногой?
К сожалению, это повсеместное явление.
Мне кажется, на Украине все-таки люди как-то бережнее относятся к своему волшебному фолклору, чем в России. За годы советской власти это все так сознательно истреблялось и искоренялось, что любая путаница вполне объяснима просто полным отсутствием сохранности этих знаний.
В результате мы больше знаем о шотландских и ирландских феери и домовых, чем о своих, увы, потому что русские сказки обрабатывались и выхолащивались сознательно, а британские издавались и переиздавались и в советское время тоже. Видимо, собственный фолклор казался опаснее.
Кстати, отсутствие спины почему-то распространенное явление. Некоторые шотландские феери не имеют спины, и есть мнение, что норвежские хюльдры тоже прекрасно без нее обходятся. Правда, о хюльдрах существует много разных мнений. На них, как известно, бывало, даже женились вполне земные горячие норвежские парни)))
О способности неучей наделять новыми неожиданными смыслами давно известные слова осталось только плакать.
Попалось на днях что-то вроде: "А почему вы происхождение слова "аристократ" ведете от греческого? А я вот считаю, что это от "арий сто крат", а "арий сто тел" - это Аристотель".
И вот каким дустом вывести эту нечисть?
Это напоминает известный каламбур - "Почему ре-сто-ран, а не до-тысяча-увечий?")))
ага. Офигеть. И вот такое "каломбур" (телом - бел, вестимо), к сожалению, уже разрослось в пандемию...
А еще бывает "христиане, а не православные" в разных вариациях.
Я понимаю, что такая «дремучесть» в общем и целом не является положительным качеством, но она помогла сохранить фольклор и остатки древних верований. Их бы сейчас искать, записывать, изучать — пока бабушки, которые помнят, еще живы — но нет, так неинтересно, мы лучше сказочки про Перуна посочиняем и мавку за ткацкий станок усадим.
Alb de Negru, угу, а вишня — это священное дерево, потому что под ней Вишну ночевал :-)
вишня — это священное дерево, потому что под ней Вишну ночевал
Ну вот и неправильно.
Самое ужасное, что это все так и уйдет с этими стариками((( И нашим детям и внукам уже совсем не будет внятно.
Оранжевы Йослик, да, я уже сколько лет бьюсь над вопросом, почему мавки боялись петрушки. В энциклопедиях молчок, в интернетах несут пургу, бабушка моя этого не знала (или, может, знала, но не рассказала).
Две. Две нобелевки и пулитцеровка впридачу - мы же это если публиковать будем, так ведь бест будет селлер. А еще - бехеровку. Под бехеровку мы вообще чо-нить грандиозное получим: объединение конфессий, мировых религий и полный тотальный дружбец миру гарантирован.
Ну, а собственно, что такого страшного в чесноке?)))
Почему феери боятся клевера - понятно. А про петрушку, правда, странно. При желании, в ней, конечно, тоже можно насчитать три листика, но с большой натяжкой - их там все-таки, очень много по три.
Ну, еще эфирное масло. Может быть, его для чего-то использовали? Хотя это как-то совсем сомнительно.
meeuw, действительно верят. Более того, у нас тут родноверы и прочая поганьская нечисть проводит обряд "раскрещивания". о как! Печать Святого Духа лично снимают.
В России бабки тоже ко всему этому аккуратно относятся. Вспомнилось, что в детстве мы не чертыхались, было такое поверье, что от этого Ангел-Хранитель тебя покинет. Сколько чертыхнешься, настолько дней и покинет.
А пишут-то как? Копипастят друг у друга. Причем ладно рефераты и курсовые, но вплоть до кандидатских и докторских.
без наганаблиз Нагано...Это, видимо, от ареала обитания как-то зависит.
А может, мне просто так попадается...
А петрушку древние кельты считали растением мертвых и сажали на кладбищах — не знаю, почему. Но с этой точки зрения получается, что она не отпугивает нечисть, а наоборот, поэтому ей не место на огороде...
а я читала, что петрушку мавки любили больше, чем полынь, например... Или это тоже художественный новодел?
Я сейчас живу в Центральной России, тут православие активно форсится.
Киев. Хотя, конечно, и здесь всякое бывает. У меня непосредственный шеф - доминиканец третьего ордена. Так его мать (родом из Смоленския губернии) говаривала: "У католиков плохо, чужая вера. А вот у поляков хорошо: лавки, цветы всегда..."
Вот и объясняем всем, кто готов услышать, кто есть католики и что такое "вселенская" и "экуменический диалог".
Теперь они, небось, солидолу и бензиновых луж боятся больше...
Я тоже чаще слышу "католики и христиане".
meeuw
Ну, может, петрушку тоже из-за запаха. И у нее еще корень ведь есть - в принципе, как и у хрена.
факт, не пришлось. Меа кульпа. Максима. Но как-нибудь собираюсь добраться...
А там вообще тяжко или сейчас все-таки что-то выбили?
ох-хо-хо-о, тяжко... Хотя в Донецке вот была часовенка - свой дом бабулька отдала. А теперь построили приличное сооружение.
А насколько большая община в Москве?
Я только однажды была в Непорочке (пардон за жаргон) на греко-католической службе. А вообще я католик латинского обряда, обычно в Сен-Луи хожу или в один из наших либеральных православных храмов.