понедельник, 28 февраля 2011
Последние несколько недель я с удовольствием курю тему бумажных кукол, и она неожиданно натолкнула меня на размышления, от собственно кукол весьма далекие.
Много слов и вопросительных знаков.Раньше я как-то не обращала внимания на то, что в англоязычном мире существует целая индустрия «примерных девочек». Что я имею в виду: есть довольно внушительный перечень детских книг, главным (или одним из главных) героем которых является девочка, причем позиционируется она как явный образец для подражания, а ее приключения должны сформировать у читательниц представление о том, как нужно поступать в той или иной ситуации. Эти книги — не просто «настольное чтиво»; по их мотивам снято множество фильмов, выпускаются игры (когда-то — настольные, сейчас — компьютерные) и, конечно же, куклы. Помните бумажных кукол нашего детства? Как правило, это были просто Маши, Тани и Марины — без биографии, без продуманного характера, без прототипа. Пролистывая альбомы аналогичных бумажных кукол, выпущенные в англоязычных странах, я с удивлением обнаружила, что каждая вторая — либо Дороти из «Волшебника страны Оз», либо Венди Дарлинг из «Приключений Питера Пена». Да и вообще, насколько я могу судить, куклы (не только бумажные, от American Girl до Барби), изображающие литературных героинь, очень популярны — вспомним хотя бы надоевшую всем БЖДшникам Алису Кэррола.
Из чрезвычайно популярных могу еще назвать Бекки Тетчер («Приключений Тома Сойера» Марка Твена), Мери Леннокс («Таинственный сад» Фрэнсис Бернетт), Полианну («Полианна» Элеонор Портер), Энн Ширли («Энн из поместья Зеленые крыши» Люси Мод Монтгомери), сестер Марч («Маленькие женщины» Луизы Олкотт)
Очевидно, что и сами героини книг, и куклы, их изображающие, несут сильный дидактический посыл: как должна и как не должна поступать хорошая девочка (БЖД я сейчас не имею в виду, речь именно об игровых детских куклах).
Я не хочу спорить, насколько хороша или плоха та модель поведения, которую предлагают перечисленные героини (а, несмотря на кажущиеся отличия, все они обладают некоторыми общими чертами), мне просто интересно — а у нас такие «примеры для девочек» есть? «У нас» — это, скажем, на территории бывшего СССР; я имею в виду и украино-, и русскоязычные произведения, написанные, к примеру, в последние полтора века; народные сказки не в счет.
Лично я запросто могу назвать десяток героев-мальчиков, а вот с девочками — полное фиаско. Или это не во мне дело, а действительно нет в нашей литературе героинь, которые бы считались образцами для подражания?
Порывшись в подозрительно пустых кладовых памяти, смогла вспомнить Кнопочку из «Незнайки в Солнечном городе» (но это совсем уж детская сказка, да Кнопочка и не главная героиня), Мальвину из «Золотого ключика» (тут скорее антигероиня — противная девчонка-кривляка), Женьку из «Тимура и его команды» (опять же, не главная героиня; кроме того, у меня она почему-то симпатий не вызывала) и девочек из произведений Лидии Чарской. Только одну книжку (вернее, две — это дилогия) я могу назвать полноценным образцом «дидактической литературы для девочек»: «Динка» и «Динка прощается с детством» Валентины Осеевой. У нее всего лишь один минус: мне пока не повезло встретить человека, который бы ее читал
Я понимаю, книжки о революции сейчас не в моде, но ровесники моей мамы о ней тоже почему-то не слышали.
Как вы думаете, отчего такой дефицит? Я решила было, что это вызвано постоянной сменой представлений о том, какой же должна быть хорошая девочка (согласитесь, героини Чарской и Гайдара отличаются друго от друга сильнее, чем Алиса от Бекки Тетчер). Но авторы, писавшие про хороших мальчиков, как-то с этой проблемой все же справились! Почемы наши девочки воспитываются на примерах из других стран и культур, а своих «эталонных героинь» мы до сих пор не имеем? И нужны ли они нам вообще?
@темы:
удивительное рядом,
многабукаф
Дело еще от в чем. Все эти девочки 19 века воспитаны вполне в духе протестантской этики. Вот абсолютно все тобой перечисленные - это героини викторианской прозы. Либо американской тех времен, мораль и протестантский дух которой не особо отличался от британского. Т.е. прежде всего вырастить леди, а потом из нее - примерную хозяйку, жену и мать.
Ну, кроме Бекки, все-таки у Твена сатира на протестантизм.
А в СССР девочка должна была быть прежде всего не женой и матерью, а борцом за коммунизм во всем мире.
Но в англоязычной литературе это не всегда произведения «второго ряда»; да и у нас хорошим мальчикам как-то везет с неплохими авторами, в отличие от девочек.
Ну не то что Сашенька совсем благонравная девочка...
Это точно
И про героев войны, даже если они погибали уже не детьми, но все равно детство подробно описывалось, причем с дидактических позиций. И про Юту, и про Гулю (Марионеллу) Королёву (хотя она погибла уже лет 20-25), и про Зою Космодемьянскую. И вообще очень много литературы про воевавших детей и детей во время войны, блокады, например.
Возможно, во времена нашего детства этих книг уже не переиздавали, вообще с книгоизданием тяжко было. Но у меня дома огромная библиотека детской литературы 50-60 гг, маминого детства. И книг про пионерок там в количестве. На вскидку помню "Школьный год Марины Петровой", что-то еще про школу, где класс борется за успеваемость (женская школа, еще до объединения школ). Сталинских времен - пионерки-героини, умницы и отличницы. 60-70 гг - уже меньше революционного пафоса, больше прозы и лирики.
Кстати, ту же самую Осееву нереально было купить, это я точно помню.
А Наташа Ростова, как помню, мало кому нравилась. Особенно в финале, превратившись в типичную овуляшку.
Ага, Гуля Королева была... Еще была аццкая книжечка про Саманту Смит, с фотачками, после которой я не могла спать и боялась бомбы
А до революции было очень много аналогичной российской литературы для девочек. Только сейчас мало что переиздали. Правда, девочки в книгах все-таки живые и бойкие, а не приторные "маленькие леди".
У нас все выше перечисленное издает либо "Нарния" (христианское издательство, там в основном католики работают, соответственно продаются книжки в католических магазинах и крупных книжных Москвы), либо издательство Энас в серии "Маленькие женщины".
А вот в 90-х если что и издавалось, то в основном репринтные дореволюционные издания.
Я могу
Вот тоже мучительно вспоминаю и думаю, что во времена моего детства (а я 1967 г.р. ) не было книг именно вот таких позитивно-примерных девочек.
Все-таки книги о войне это немного не то.И " Дикая собака Динго " тоже не то.
Согласна с тем , что тогда было веяние - женщина в первую очередь строитель коммунизма наравне с мужчинами , поэтому описывать красочно жизнь девочки , именно как будущей жены и матери никто и не думал.
И впервые я прочитала эти замечательные книги " Полианна" , " Волшебный сад " и т.д. именно в середине 90 годов, как раз этого издательства
В Одессе очень долго существовало издательство «Два слона», которое издавало и «Маленьких жен», и «Полианну», и много чего еще («Роликовые коньки» Рут Сойер, например, или «Красавицу, Умницу и Добрую душу» графини Ростопчиной).
У меня и сейчас эти книги есть.Они в мягких переплетах и стояли недорого.Но какой чудесный мир открыли.
Динку кстати я читала и она у нас есть - и просто Динка и "Динка прощается с детством" а еще ее недавно переиздавали и я натыкаясь на нее в книжном все думаю - достать бы и перечитать, но ленюсь.
Хорошие девочку у нас обязательно активистки. Суок из трех толстяков. Алиса Кира Булычева, Лоскутик из "Лоскутик и облачко" - все такие активистки спортсменки, пионерки...
Хорошая девочка у меня была в книге с крошечным тиражом 100 000 и похоже не переизданной красавица и отличница Аня из книги "тройка с минусом или происшествие в 5А" - почсти детективная история про похищение классного журнала
А книги из "двух слонов" - переласть. я их скупала практически все подряд. но все равно у меня конечно не все. вот "умницы красавицы и доброй души" - нет и мне ее не хватает я ж хотела!
Я тебе подарю — у меня на даче пылится :-)
Но я балда, конечно: забыть Суок и Алису — это надо было постараться
подари я очень буду рада... (счас посмотрю аннотации на другие книги - сзади двухслоновых, может у тебя еще что ненужное завалялось) хи...
Но я балда, конечно: забыть Суок и Алису — это надо было постараться
Бывает.
Кстаи можно честно отнести в эту же степь Элии из волшебника изумрудного города. она все таки по характеру отличается от Дороти. она очнеь НАША девочка по духу.