Есть в украинской демонологии один персонаж, который интересует меня даже больше, чем мавки на пару с Чугайстром — но знаю о нем я куда меньше: информации кот наплакал, а имеющаяся в наличии изрядно отредактирована и приукрашена.
Подробно о загадочномИстории о загадочных диких бабах рассказывают в Карпатах; как и Чугайстра, в других регионах Украины их не знают (или почти не знают). Как и Чугайстер, они, по всей видимости, связаны с воздушной стихией, на что косвенно указывают их многочисленные имена: летавица, ветренница, поветруля, дивья жена, прелестница…
Существует две версии, объясняющие природу поветрули. Согласно одной из них, это дух, слетающий на землю в виде падучей звезды и принимающий человеческий облик. Несмотря на то, что поветруля вполне может быть мужчиной, обычно ее описывают все-таки женщиной: юной, красивой, с бледной кожей и длинными золотистыми волосами. Версия номер два несколько банальней: поветруля — ведьма или помощница мольфара, которую он подсылает к людям с целью совершения разнообразных пакостей (кстати, в большинстве верховинских диалектов слово «поветруля» и означает колдунью). Пометка на полях: поскольку мне очень трудно представить ведьму-блондинку («белокурый ангел» — это несколько из другой оперы), волосы у Калины все же черные.
Кем бы ни была поветруля, привычки ее остаются неизменными, причем нельзя сказать, что приятными; особенно не любит она женщин, которым вредит всеми доступными средствами. Поветруля не может жить без человечьей крови, потому обычно высасывает ее у маленьких детей, отчего они болеют и умирают. Способна она и подменить роженице ребенка — на собственного ведьминка, глупого злобного карлика, живущего не больше семи лет. Вообще, если ребенок рождается мертвым, это почти наверняка злые козни поветрули (обычно говорят, что она «убивает детей железным макогоном», т.е. пестом от ступки — что очень странно, поскольку дикая баба вообще-то боится железа).
Отношения с мужчинами у поветруль складываются несколько более гладко (хотя и тут они не упускают возможности насолить женщинам). Летавицы являются во сне молодым юношам, а женатых привораживают и уводят из семьи; и пока ведьма сама не оставит мужчину, никто и ничто не сможет вернуть его законной жене… Однако, удобно получается: «Дорогая, ты не поверишь — это была поветруля! А иначе я бы никому-никому никогда-никогда...»
Как можно догадаться уже по названию, летавицы умеют летать — помогают им в этом волшебные красные сапоги. Некоторые источники утверждают, что в сапогах этих заключена вообще вся сверхъестественная сила дикой бабы; тому, кто сумеет их украсть, она будет верно служить. Есть и более традиционный способ совладать с поветрулей: она, как и большинство древней нечисти, боится железа, и острый нож, положенный под подушку, вполне способен уберечь от неприятностей.
Обычно считают, что поветруля-звезда исчезает с первыми лучами солнца, однако кое-где верят, что раз упав на землю, она уже не может вернуться на небо, поэтому днем скрывается в горных пещерах.
Иногда описания летавиц странно похоже на истории о мавках: говорят, они тоже собираются небольшими группками (хотя чаще поветрули все-таки одиночки), ночами бегают по полям и лесам, одетые только в опояску из травы, случайно повстречавшегося путника могут защекотать до смерти. Интересный факт: поветрули боятся цветов, особенно колокольчиков, зато очень любят горох и кукурузу — именно на гороховом или кукурузном поле их чаще всего можно поймать. Как вы можете догадаться, связь поветруль с данными огородными культурами волнует меня не меньше, чем загадочная неприязнь мавок к петрушке — однако разгадки пока не предвидится.
На этом, собственно, все сведения о диких бабах и заканчиваются. Есть, правда, некоторое количество сказок о Поветруле, дочке то ли водяного, то ли ветряного царя, но от собственно летавицы там только имя и осталось. И еще имеется маленький-маленький намек на то, что в далеком прошлом она могла быть женским божеством племен, относящихся к трипольской культуре: существовал у них один персонаж, ответственный за плодородие, который имел отношение как к воздушной стихии, так и к растительности. Но если привычка поветруль одеваться в травяные опояски и танцевать на лугах окажется всего лишь поздним перенесением черт, присущих другим персонажам — вроде мавок и русалок — то намек этот будет несостоятельным, и вопрос, откуда же все-таки взялись в Карпатах поветрули, останется открытым…
@темы:
удивительное рядом,
Карпатская история,
многабукаф,
дилетантская демонология,
потрындеть