Как же меня достали дурацкие фантазии!На просторах Интернета случайно наткнулась на небольшую заметку: «Mavka (aka niavka, navka, from Old Slavic nav ‘the dead’). A mythological female figure, tall, round-faced, long-haired, and sometimes naked. The nymphs known by this term represented the souls of girls who had died unnatural deaths. They were believed to live in groups in forests, mountain caves, or sheds, which they decorated with rugs. They made thread of stolen flax and wove thin transparent cloth for making clothes for themselves. They loved flowers, which they wore in their hair. In the spring they planted flowers in the mountains, to which they enticed young men, whom they tickled to death. On Pentecost (known as Mavka's Easter) they held games, dances, and orgies. A demon accompanied them on a flute or pipes. They are depicted in literature, most notably in Lesia Ukrainka's Lisova pisnia (The Forest Song) and Mykhailo Kotsiubynsky's Tini zabutykh predkiv (Shadows of Forgotten Ancestors).» (Encyclopedia of Ukraine Канадского института украинистики)
Ладно, оставим на совести автора (авторов?) несчастных юношей, которых приманивали цветами: все, конечно, было не совсем так, но в общем заблуждение почти простительно. Мавки действительно любили цветы и действительно могли защекотать неосторожного путника до смерти. Правда, цветами (точнее, венками) подманивали не они, а их: это был распространенный способ гадания «на суженого».
Но вот утверждение про то, что они крадут лен и ткут из него одежду, взорвало мне картину мира, честно. Во-первых, «время мавок» — это весна и начало лета, когда много зелени — лен в этот период года банально еще не вызрел, воровать нечего. Во-вторых, авторы хотя бы приблизительно представляют себе технологию этого дела? Так и вижу пещеру, перегороженную кроснами (та еще махина), за которыми в поте лица своего трудятся полуголые
Я, конечно, страшно заинтересовалась логикой авторов и пошла терзать Гугл. Как выяснилось, «ноги» мавок-ткачих растут из небольшой такой заметочки, которая широко гуляет по разнообразным эзотерическим, родноверским и прочим подобным сайтам: «МАВКИ (гречухи, малки, майки) — тождественны русалкам; порода русалок-детей; народная фантазия представляет их в виде девочек-семилеток с русыми, кудрявыми волосами, в белых сорочках — без пояса. Обитают на горных вершинах. Как девы дождевых источников мавки носятся над нивами и полями, и с одной стороны, напояя их влагою, дают богатый урожай, а с другой, посылая несвоевременные ливни и бури, повреждают зреющие жатвы. В Малороссии рассказывают, что они ежегодно приходят на землю в то время, когда хлеб начинает колоситься и может служить им надежным убежищем. Называют их и гречухами — от гречи, в которой они любят прятаться. Мавки стараются мстить живым людям за то, что допустили их умереть некрещеными и лишили небесного царства. В летнее время они плавают в ночные часы на поверхности рек, источников и озер и плещутся водою, а на Русальную неделю бегают по полям и нивам с печальным возгласом: «мене маты породыла, нехрещену схороныла!» У гуцулов майки — прекрасны, стройны и резвы, носят тонкие, прозрачные платья и убирают свои длинные, распущенные по плечам косы весенними цветами. Они заботятся о благосостоянии полей и стад, и как только растают снега — являются в горы и долины, засевают травы и даруют урожай. Они воруют по ночам лен, прядут кудели, ткут и белят полотна, и вьют венки» (цитирую первую попавшуюся копипасту). Как выяснилось из дальнейших допросов Гугла, первоисточником этой ахинеи является «Славянская Мифология. Словарь-справочник» Вагуриной Л. М. (М.: «Линор & Совершенство», 1998 г.).
1) мавки и русалки ни разу не тождественны, это совершенно разные персонажи;
2) на горных вершинах обитают летавицы, которые мавкам, в общем-то, враждебны; сами мавки предпочитают леса и луга;
3) они не носятся «над лугами и полями» и уже тем более не имеют отношения к дождям, бурям и прочим погодным явлениям; им вообще глубоко наплевать, что там случится с урожаем у людей, и ни в какую гречиху они не прячутся;
4) мавки не «приходят на землю» — они на ней постоянно живут, только большую часть года спят; их пора, как я уже говорила — это весна и начало лета, а никак не «время, когда хлеб начинает колоситься»;
5) «они заботятся о благосостоянии полей и стад» — вообще феерично: мавки, выходит, не только ткут, но еще и сеют, и за скотиной ухаживают? Трудолюбивые твари, однако! Странно, что наши предки их так опасались — полезная ведь в хозяйстве зверушка.
Короче, я очень зла. Зачем, ну зачем браться описывать то, в чем ты ни в зуб ногой? И зачем называть свои