Поскольку в недалеком будущем у нас запланирована кукловстреча в украинских костюмах, хочу систематизировать известную мне информацию о вышиванках. В фокусе внимания — не Гуцульщина, как ни странно, а юго-запад Черниговской области, откуда родом моя вторая бабушка, а также ее мама, моя прабабка. Для разнообразия.
Много букв и картинокОт прабабушки (кстати, ее звали Татьяной Оврамовной, она родилась в 1897 г. и дожила до 94-х лет, причем до 93-х оставалась в здравом уме и трезвой памяти, так что я ее знаю и помню не только по рассказам родственников) в наследство мне досталось три полноценные сорочки и несколько лоскутов ткани, поэтому многие моменты я могу проверять на фактическом материале :-)
Описывать особенности кроя и декорирования вышиванки нужно очень издалека — от ткацкого станка, поскольку именно его параметры задавали размеры готовой сорочки. На Черниговщине использовали вертикальный станок — кросна. Выглядели они примерно так, отличались немаленькими размерами и потому обычно были разборными. Кросна позволяли ткать полотно шириной до 60 см, хотя именно на Черниговщине более распространенной была ширина 50 см (две из трех бабушкиных сорочек подтверждают :-)
В качестве сырья использовались либо собственноручно спряденные нити из льна или конопли, либо нити фабричного производства; ткань из последних стоила дороже, но по качеству, увы, уступала «доморощенной». Полотно из конопляной пряжи было более прочным и долговечным, но одновременно и более грубым; кроме того, оно почти не отбеливалось и оставалась серо-бежевого цвета, поэтому его обычно использовали для повседневной одежды. А вот льняная ткань могла быть очень-очень тонкой (ненамного толще батиста, честное слово) и белоснежной. Что самое поразительное, отбеленная «естественным» способом ткань сохраняет свою белизну столетиями — в прямом смысле этого слова. Единственную дожившую до наших дней льняную сорочку Татьяна Оврамовна ткала еще до 1-й Мировой войны, будучи незамужней девушкой (это, собственно, было ее приданое); она белая до сих пор, без намека на пожелтение. Рецептом отбеливания могу поделиться (мне бабушка рассказала, это была ее детская обязанность): замачиваете ткань в воде, выкручиваете и расстилаете на солнце, чтобы сохла. Потом снова замачиваете, выкручиваете и расстилаете. И снова — в общем, пока результат вас не удовлетворит (бабушке моей не повезло в этом плане, потому что Татьяна Оврамовна отличалась высокими требованиями: процесс приходилось повторять по два десятка раз))
Теперь немного терминологии: натянутые на кросна нити назывались основой; они были хорошо скрученными и иногда даже полированными. Нити, которые переплетались перпендикулярно основе, назывались поробок (по-русски «уток»). Сырье для поробка — это піткання (то есть более тонкие и мягкие нити, чем для основы; часто их специально замачивали или запаривали). Это различие важно, поскольку некоторые детали сорочки кроятся «по основе» (т.е. по долевой), а некоторые — «по поробку» (иногда говорят «по пітканню», это не совсем верно, но подразумевается одно и то же).
Самым архаичным видом сорочек является туникообразный: кусок полотна просто перегибается на плечах, к нему пришиваются такие же прямые рукава; остается только вырезать горловину без воротника и разрез на груди — готово! Понятно, что такая сорочка имела ширину домотканого полотна — 50-60 см. Невесело, должно быть, приходилось полным людям…
Но на Черниговщине, как и в большинстве регионов Украины, более распространен вариант сорочки «з уставками», то есть со вставками — более сложный и потому более живописный. Уставки (их еще называли поликами) — это прямоугольные или трапециевидные куски полотна, пришитые на плечах, между передом и спинкой. Уставки расширяют плечевую часть сорочки и дают возможность присобирать горловину и рукав. Уставки могли пришиваться как «по основе», так и «по поробку», но на Черниговщине второй вариант был основным, а первый почти не встречался — в отличие от большинства регионов Украины, где все было наоборот :-)
По длине сорочки могут быть додільними, то есть из цельного полотнища, или «до підточки» (до талии): они кроятся из двух частей, причем верхняя обычно из более тонкой и красивой материи, а подол — из грубой, но долговечной. Практично, да :-) Но на Черниговщине такие отрезные сорочки были почти неизвестны; в основном все же кроили из цельного куска материи. Кстати, именно в этом регионе носили самые длинные сорочки: в прямом смысле до пят.
Кроме того, отличительными чертами черниговских сорочек было отсутствие воротника и манжет; вместо этого горловина и рукава просто обшивались узкой полоской полотна.
Теперь все то же самое, но в картинках :-)
Черниговская сорочка в раскроенном виде выглядит примерно так (на масштаб не обращайте внимания: мне стыдно, но я поленилась):
Перед, спинка и рукава имеют ширину домотканого полотна, то есть примерно 50 см. 1 и 2 — это те самые уставки; их ширина равна половине ширины полотна (25 см). 3 и 4 — так называемые ластовицы, небольшие квадраты ткани, которые вшивались под мышками. И, наконец, бочки, о которых я пока не сказала: это дополнительные отрезы ткани, которыми иногда (но далеко не всегда) расширяли сорочку — во-первых, для удобства тех, кто не отличался хрупкостью телосложения, во-вторых, для демонстрации достатка. Ширина бочка равна половине ширины полотна (25 см). Перед, спинка, бочки кроились «по основе» (по долевой), а уставки – «по поробку»; на рисунке направление обозначено стрелками.
В результате получалось примерно это:
Иногда перед и спинка могли иметь скошенные верхние углы, тогда результат получался таким:
Только у классической черниговской сорочки, в отличие от последней картинки, не было ни воротника, ни манжет.
Раскроенные куски ткани декорировались вышивкой и мережкой. Льняные сорочки вышивали обычно «белым по белому», конопляные — в традиционной красно-черной гамме (хотя могли вышивать и нитками того же оттенка, что полотно — у меня сохранилось несколько таких лоскутов). Вышивка располагалась обычно в тех местах, которые не прикрывались верхней одеждой: на рукавах, уставках, на груди по обе стороны от разреза. А вот подол сорочки на Черниговщине обычно не украшали — исключением могла быть разве что узкая вышитая кайма с максимально простым узором.
После того, как все необходимые элементы были вышиты, детали отглаживали, подворачивая при этом края. Потом их сшивали, используя специфические швы: «червячок» и «городки»; края рукавов и горловину присобирали и обшивали узкой полоской ткани.
Пока на этом все, хотя главное отличие черниговской сорочки от всех остальных осталось за кадром :-) Иначе неинтересно будет. Картинки я брала с сайтов: отсюда и отсюда. А здесь можно найти описание черниговских швов, причем не только тех, которые я назвала. Информацией можно пользоваться в свое удовольствие, если кому-то поможет при подготовке к кукловстрече – ура!
Украинская вышиванка
Поскольку в недалеком будущем у нас запланирована кукловстреча в украинских костюмах, хочу систематизировать известную мне информацию о вышиванках. В фокусе внимания — не Гуцульщина, как ни странно, а юго-запад Черниговской области, откуда родом моя вторая бабушка, а также ее мама, моя прабабка. Для разнообразия.
Много букв и картинок
Пока на этом все, хотя главное отличие черниговской сорочки от всех остальных осталось за кадром :-) Иначе неинтересно будет. Картинки я брала с сайтов: отсюда и отсюда. А здесь можно найти описание черниговских швов, причем не только тех, которые я назвала. Информацией можно пользоваться в свое удовольствие, если кому-то поможет при подготовке к кукловстрече – ура!
Много букв и картинок
Пока на этом все, хотя главное отличие черниговской сорочки от всех остальных осталось за кадром :-) Иначе неинтересно будет. Картинки я брала с сайтов: отсюда и отсюда. А здесь можно найти описание черниговских швов, причем не только тех, которые я назвала. Информацией можно пользоваться в свое удовольствие, если кому-то поможет при подготовке к кукловстрече – ура!