Мне опять нечем заняться на работе, поэтому я взяла себя в руки и решила свести в единый текст все, что знаю о мавках. Это, само собой, не научное исследование, источники я почти нигде не указываю — отчасти из-за врожденной лени, отчасти из-за того, что источником частенько выступала «информационная служба ОБС» («одна бабка сказала»; в роли «одной бабки» — моя собственная бабушка, а также ее соседка). Если можете рассказать на тему мавок что-нибудь интересное — буду очень благодарна :-)
Мавки — они такие...Представление о мавках, судя по всему, сформировалось очень давно; во всяком случае, эта нечисть известна практически всем славянским народам, но описывают ее по-разному, и отличия зачастую очень велики. Иногда их смешивают с русалками, что не совсем верно — во всяком случае, если речь идет об украинской традиции.
Украинцы называют подобных существ мавками (в Карапатах — навками или нявками), болгары — навами или навяками, словенцы — навьем, русские — мавками, сербы — нави и мави. Все эти слова образованы от общеславянского «навь», которое означало смерть. Соответственно, особого оптимизма относительно мавок наши предки не испытывали; по их представлениям, мавками становились «нечистые» покойники, то есть умершие преждевременно, в «плохое» время, убитые, оставшиеся без погребения и т.д. А. Афанасьев склонен был считать, что слово «мавка» происходит от «малка», и таким образом объяснять, почему мавками часто становились умершие дети; однако сейчас эта версия считается несостоятельной.
У разных славянских народов бытовали различные представления о том, кто может стать мавкой, но все они согласны в одном: это обязательно должен быть ребенок женского пола или незамужняя девушка. Например, в центральных областях Украины считали, что мавками оборачиваются утопленницы (особенно если утонули они ночью, в полнолуние, на Русальной неделе или в другие «плохие» периоды); на западе Украины к ним причисляли еще и самоубийц (причем факт утопления уже необязателен); в России придерживались мнения, что «группа риска» — это девочки, умершие без крещения, убитые матерями или мертворожденные; в Болгарии и Белоруссии сюда же добавлялись случаи выкидышей (правда, не очень представляю, как при этом определяли пол). Разрабатывая квенту своей Ивы, за основу я брала поверья карпатских гуцулов; в отличие от остальных украинцев, они считают, что нявками (мавками) становятся некрещеные девочки, убитые своими матерями (как правило, незаконнорожденные, и именно этот факт обычно становится причиной убийства). Причина проста: я основывалась на рассказах своей бабушки, а она жила примерно в тех краях, хотя гуцулкой по рождению не была :-)
Поскольку мавками становятся в силу разных причин, то и облик у них тоже весьма сильно отличается (не говоря уже о поведении и склонностях). Основных типов три: птицы, маленькие дети в белых сорочках и прекрасные девушки с длинными волосами.
Южные славяне (болгары, сербы и прочие) склонны наделять мавок орнотоморфным обликом; обычно это птенцы, цыплята или черные птицы наподобие ворон. Они злокозненны и довольно опасны, могут нападать по ночам на свою мать, других женщин или детей, пить кровь, душить, лишать сна или насылать болезни. От них можно откупиться, вывесив накануне Русальной недели некоторые предметы одежды за окно; кроме того, мавки боятся традиционных растений-оберегов: чеснока, полыни, хрена. Как по мне, южнославянские мавки самые неинтересные и чем-то напоминают вампиров...
О русских мавках я, к сожалению, знаю мало: тот же А. Афанасьев, например, под «Россией» вполне резонно для своего времени подразумевал всю Российскую империю, включая Галичину, а указания на конкретные регионы давал не всегда. Поэтому у меня нет уверенности, что его описания «русских мавок» действительно отражают представления россиян. Если же брать беллетристику типа «Там, где нас нет» Успенского, то описания вплоть до мелочей беспардонно содраны с мавок украинских. Единственное, что я знаю о русских мавках более-менее точно — в южных областях они имеют облик маленьких простоволосых детей в длинных белых рубахах. Судя по всему, бесплотны и относительно безобидны — во всяком случае, я не нашла конкретных указаний на то, что они вредят людям. Обычно такие мавки являются людям в течение недели после Троицы; если их обрызгать святой водой и «окрестить» (произнести традиционную формулу: «Крещу тебя во имя Отца, Сына и Святого Духа»), они превращаются в ангелов и улетают на небо (возможно, наградив перед этим своего спасителя; в чем именно заключается награда, я не знаю). Сделать это можно только в течение первых семи лет «жизни» мавки, иначе она останется в демоническом облике навсегда. Мне также встречалось упоминание, что оберегом от мавок могут быть все те же чеснок, хрен и полынь, но я, честно говоря, не совсем понимаю, зачем нужно защищаться от таких безобидных (или даже полезных) существ... То ли они все же могут быть опасными, то ли травы-обереги были упомянуты случайно.
И, наконец, самое интересное (во всяком случае, для меня) — мавки украинские :-) За редким-редким исключением, они предстают в облике прекрасных девушек (да, умершие во младенчестве тоже; в течение первых семи лет они, как и русские мавки, выглядят детьми и могут превратиться в ангелов, а девушками становятся, если этого не произошло). Правда, представления о том, как же выглядит прекрасная девушка, могут слегка шокировать неподготовленную психику. Они стройные, с длинными волосами (льняными в центральных областях и зелеными — в западных), не особенно жалуют одежду и частенько разгуливают нагишом. Но главная особенность мавок, конечно, в другом: они не имеют плоти на спине, так что можно разглядеть скелет, легкие и прочие органы (если кому-то понадобится разглядывать, конечно)).
Впрочем, и без такой замечательной спины мавки весьма колоритны. Они общительны (и при этом далеко не всегда дружелюбны), частенько собираются группками по несколько... человек? особей? штук? — можете выбрать определение на свой вкус. По ночам плещутся в реках или прудах, поджидают припозднившихся путников, чешут свои длинные косы, танцуют на лужайках (кстати, там, где мавки водили свои хороводы, трава будет расти гуще и зеленее), плетут венки или даже поют. Мавки не отбрасывают тени (по этому признаку их, кстати, можно узнать) и не отражаются в воде — и оттого очень любят зеркала.
В Русальное воскресение (так во многих регионах Украины до сих пор называют Троицу) для мавок на придорожных кустах оставляют подарки: шелковые ленты, яркие платки или другую одежду. Это попытка задобрить их, чтобы в течение следующего года они не вредили людям. Кое-где девушки плели «для мавок» венки и спускали их на воду, чтобы те указали им суженых. По некоторым сведениям (правда, за достоверность не поручусь), в луга к мавкам бегали по ночам и парубки: подумаешь, спины нет — зато остальные органы на месте!
Впрочем, не все так безоблачно: одинокого путника мавки могут и извести — защекотать до смерти, утопить, сбросить со скалы или заманить в такую чащу, откуда не найдешь дороги. Так они поступают не со зла — вернее, не всегда со зла; по их представлениям, это просто шалости, веселые игры. Чтобы уберечься от подобных «развлечений», достаточно подарить мавке то, что может ее заинтересовать: зеркальце, яркую ленту или гребешок. Если же мавка не развлекается, а вредит преднамеренно, это всегда месть: своему убийце, или бросившему ее парню, или девушке-разлучнице. Гуцульские мавки могут мстить мужчинам вообще: поскольку в них перерождаются в основном незаконнорожденные дети, любого мужчину они считают возможным отцом. В этом случае ленты-расчески не помогут, придется обращаться к оберегам, которыми могут быть как упоминавшиеся хрен, чеснок, полынь, так и — внезапно! — петрушка. А вот железа мавки не боятся, что странно: это довольно-таки традиционный способ защиты от разнообразной нечисти. Меня больше всего волнует петрушка — ну при чем здесь она вообще?! Внятных пояснений я не нашла, единственная притянутая за уши версия — «растением мертвых» считали петрушку древние кельты и потому сажали ее не в огородах, а на кладбищах. Хотя где те кельты, а где наши мавки... В общем, загадочная загадка. Мне капусту было бы проще объяснить, чем эту петрушку, честное слово.
Есть в рассказах об украинских мавках еще один крайне занимательный момент: я нигде нашла упоминания о том, что же они все-таки едят. Кровь не пью, жертв своих в пищу не употребляют; поскольку сами могут служить пищей для другой нечисти, то, очевидно, являются не призраками, а вполне телесными существами. Органическими, так сказать. Соответственно, телесность эту надо как-то поддерживать, только вот как? Единственным приемлемым вариантом мне кажется предположение, что они питаются сексуальной энергией — наподобие суккубов. Но это именно что предположение — все заслуживающие внимания источники этот вопрос стыдливо обходят стороной.
Конечно, широкой публике мавки известны в основном благодаря двум замечательным литературным произведениям: пьесе Леси Украинки «Лісова пісня» и повести М. Коцюбинского «Тіні забутих предків». Правда, если Коцюбинский свою Маричку описал в соответствии с народной традицией, то Леся Украинка, при всей моей безграничной к ней любви, — увы. Ее Мавка — это дух природы, она никогда не рождалась и никогда не была человеком (и колоритной спины у нее тоже нет, ага). Кроме того, отдельные упоминания о мавках встречаются у многих писателей, от Ивана Франко до Василя Стуса — не зря ведь это один из самых популярных персонажей украинской демонологии.
На этом у меня все, в следующий раз расскажу о Чугайстре.
Про мавок
Мне опять нечем заняться на работе, поэтому я взяла себя в руки и решила свести в единый текст все, что знаю о мавках. Это, само собой, не научное исследование, источники я почти нигде не указываю — отчасти из-за врожденной лени, отчасти из-за того, что источником частенько выступала «информационная служба ОБС» («одна бабка сказала»; в роли «одной бабки» — моя собственная бабушка, а также ее соседка). Если можете рассказать на тему мавок что-нибудь интересное — буду очень благодарна :-)
Мавки — они такие...
Мавки — они такие...